14 февраля земной наш шарик (за исключением, разве что, мусульманского мира), а значит – и Польша тоже, отмечает День святого Валентина, покровителя всех влюблённых. Она, как и остальные осколки „нерушимого союза братских стран” подхватила, как эстафетную палочку, это чудо от западных своих соседей. Примерно – в конце восьмидесятых.
Да и Россия, хотя и свой, народный, праздник есть, в сторонке – не осталась. Какой праздник? День Петра и Февро́нии Муромских – День семьи, любви и верности. Со своим простым, но милым, неповторимым и (опять же) таким народным символом – ромашкой. Проходят в этот день концерты, проводятся ярмарки, слу́жатся моле́бны, Гордо́н с Барановской (из „Мужского / Женского”) приглашают под это дело к себе на программу знаменитые семейные пары, а праздничный вечер заканчивается фейерверками.
В Польше Walentynki ~ Валентинки справляют (в основном – молодёжь) широко, весело и с размахом. С обязательными атрибутами – „валентинками” (открытками для выражения тёплых чувств своим „половинкам”), цветами и „сердечками”. С преобладанием везде и во всём (порой – без меры) красного и розового.
Аня, если ты это читаешь... принеси мне, пжалста пивка холодненького. |
И с неизменными акциями (куда ж без них) приуроченными именно и исключительно к этому дню.
Хотя, спроси кого-либо из празднующих о происхождении святого и о том, почему ж именно 14 февраля – и не услышишь ничего, кроме каких-то противоречивых и отрывочных сведений.
Задавал полякам весьма конкретный и простой вопрос: „Откуда вообще Валентин-то взялся?” Ответ был – из Соединённых Штатов. Либо – из Великобритании. Вполне искренний ответ вполне зрелых граждан.
Многие (и не только в Польше) считают, что это – официально принятое католическое торжество. Ошибаются.
Пятьдесят лет тому, в ходе Второго Ватиканского собора, День святого Валентина был попросту вычеркнут иерархами костёла из списка праздников по причине скудости информации o самом Валентине. Так, в принципе, поступили и с прочими святыми, сведения о жизни которых были противоречивы, либо недостоверны:
✓ Roma – locuta, causa – finita [ро́ма лёку́та ка́уза фини́та] ~ Рим – высказался, дело – закрыто.
Раньше рассказывал я историю-сказку об этом дне детям только, а теперь – и взрослых обрадую.
Почему ж СКАЗКУ? Да ведь тысяча семьсот пятьдесят годков-то прошло! Толком ведь никто и сказать-то не сможет, было ли всё это на самом деле. Или же – нет.
Правил в Риме в 268 – 270 годах император Claudius Ⅱ Gothicus ~ Клавдий Ⅱ Готский. Воевал с го́тами, которых победил (за что прозвище своё и получил), восстанавливал могущество Римской империи, да по́мер от чумы.
Озарила однажды императора-воина замечательная идея. Понял он вдруг, как можно повысить боеспособность своей армии. Если мужчины семьёй обременены не будут, – то и сражаться лучше станут. Значит, – им просто нужно запретить жениться.
Святой Валентин. |
Жил в те смутные языческие времена (когда в отношении к христианам проявлялись самые настоящие репрессии) священник по имени Валентин. Соединял он влюбленных узами брака, но деятельность эта (мудрым императором запрещённая) была раскрыта, его схватили и заточили в темницу.
От принесения жертвы языческим богам он отказался. От веры не отрёкся. От проповедования христианства – тоже.
Более того, попытался обратить в свою веру Клавдия Ⅱ, на что, обезумевший от такой наглости, император приказал Валентина казнить, что и свершилось 14 февраля 270 года на Палатинском холме.
Ожидавший экзекуции, Валентин настолько повлиял на своего тюремщика Астерия и его дочь, Юлию, что они приняли христианство. Накануне казни Валентин отправил своё прощальное послание дочери Астерия (которое она получила уже после его смерти), подписанное: „Твой Валентин”.
✓ и католический костёл, и православная церковь почитают мученика Валентина. Вот только святых таких (с идентичной, практически, биографией) было три.
Первых двух святи́телей, Валентина Римского и Валентина Интера́мнского, за распространение христианской веры, казнили в Риме. Похоронены они были на одном кладбище. Близ современных ворот По́рта дель По́поло в Риме, которые называют также „воротами Святого Валентина”.
Третий, Валентин Египетский (или Африканский), жил понятное дело, где. Как он умер и где погребён – сведений нет. Известно лишь то, что был он в своё время одним из претендентов на пост папы римского.
В легендах об этих трёх мужчинах, с одинаковым именем, о каких-то там „тайных обрядах венчания”, либо – о „покровительстве влюбленным” ничего не говорится. Воедино связывает их лишь подвиг верности Христу. Все они в один день, – 14 февраля, умерли мучениками за свою христианскую веру.
В те же стародавние и непростые времена у ри́млян проходили Lupercalia ~ Луперка́лии, Праздник женского плодородия в честь языческих богов – Юноны (богини бракосочетания) и Фаунуса (бога природы), отмечавшийся как раз в – середине февраля.
Э́такая развесёлая сексуальная вакхана́лия с элементами садомазохи́зма, которая выглядела следующим образом.
из шкур жертвенных животных изготавливались бичи. После пира молодые люди брали эти бичи, выходили в город, бегали нагишо́м и лупцева́ли представительниц прекрасного пола, которые ниско́лечко не возражали (напротив, они охотно принимали на себя удары), считая, что подобные „упражнения” улучшают их „материнскую кондицию”, то есть – способность к плодовитости, вынашиванию беременности и лёгким родам. К оконцо́вке торжеств, несколько потрёпанное и подуставшее дамское сословие тоже раздевалось догола́.
Была ещё, своего рода, „лотере́я”. Листочки, с написанными на них именами незамужних девушек, помещались в специальную урну. Каждый молодой человек вытягивал по одному. И та девчонка, которую он „выиграл” должна была быть его партнёршей (в каком смысле – не знаю) на время Луперкалии.
✓ Праздник Луперка́лии проводился вблизи Lupercal ~ Луперка́л, пещеры на Палатинском холме. Там, где, по преданию, lupa ~ волчица выкормила основателей Рима, двух близнецов – Ромула и Рема.
Так же, как и Рим (государственности которого прети́ла христианская мораль), с ересями и пережитками язычества активно боролось и христианство. Не запрещая и искореняя, не лишая народа привычного ощущения праздника, а находя ему соответствующую замену.
В 494 году папа Gelasius PP. I ~ Гела́сий I канонизировал Валентина (история которого подходила, как нельзя лучше) и, вместо эротизированных и безнравственных Луперка́лий, появился День святого Валентина, со своим, христианским, патроном.
Комментарии
Отправить комментарий